На 01.07.2016 г. на территории РФ работает 392 автовокзала, 1 330 автостанций, 412 кассовых пунктов.
ФОРМУЛЫ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ АВТОВОКЗАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА |
ФОРМУЛЫ ПРОБЛЕМ ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ* |
ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ |
ОБЩАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ ВНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ВИДАМ ТРАНСПОРТА (ВОЗДУШНЫЙ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ) |
Законодательство по иным видам транспорта по многим ключевым принципиальным вопросам (допуск, продажа билетов, взаимодействие аэропорт (ж/д вокзал)-пассажир, аэропорт (ж/д вокзал)-перевозчик, формирование номенклатуры услуг в части ответственности аэропорта (ж/д вокзал) и перевозчика и требований к ним и пр.) в части построения нормативной базы и механизмов реализации кардинально отличается от аналогичных и полностью симметричных вопросов в сфере автомобильного транспорта без должных на то оснований на предмет учета специфики автомобильного транспорта. Устав» – единственный специальный закон в сфере автомобильного транспорта. В настоящее время «Устав», имея как внутренние, так и внешние противоречия, исчерпал себя как центральный закон и в сложившихся условиях, занимая ключевые позиции, является своеобразным тормозом в развитии нормативной правовой базы, поскольку не содержит системообразующих механизмов государственного регулирования и, как следствие – не обеспечивает решение задач отрасли на должном уровне. Отсутствие законодательно закрепленного механизма государственного регулирования автовокзальной деятельности - ключевая проблема автомобильного транспорта на данном этапе развития.
|
Внести принципиальные изменения в Устав АТ на предмет регламентации автотранспортной деятельности (включая автовокзалы), поскольку именно автотранспортная деятельность связана с рисками для общества, государства и населения, а не только для конечного потребителя перевозочной услуги. Максимально учесть опыт других транспортных отраслей, поскольку в них механизм государственного регулирования во многом определяется регламентацией деятельности участников транспортного процесса. |
РАЗМЕЩЕНИЕ И ДОПУСК АВТОВОКЗАЛОВ |
Отсутствие законодательно закрепленных механизмов участия органов исполнительной власти в формировании сети автовокзалов в части их размещения является причиной стагнационных процессов в обеспечении пассажирских перевозок услугами автовокзалов. Роль органов исполнительной власти сводится к допуску автовокзалов (либо существующих, либо вновь появляющихся, как правило, в нижних диапазонах мощностей) в рамках согласования регулярных маршрутов. В этой ситуации большое значение приобретает вопрос создания равноконкурентной среды в сфере допуска к автовокзальной деятельности, который также не решен на должном уроне как в действующих, так и в разрабатываемых нормативных документах.
|
Внести изменения в Устав АТ,
законодательно закрепляющие ответственность органов исполнительной власти в формировании сети автовокзалов в части их размещения с регламентацией соответствующих механизмов. |
АВТОВОКЗАЛ И ПАССАЖИРЫ |
В сфере автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта не существует специального подзаконного акта, регламентирующего порядок оказания услуг пассажирам, обеспечивающего требования законодательства о защите прав потребителей. Ответственность по оказанию услуг на автовокзалах не подкреплена соответствующей ответственностью перевозчика за оказание услуг вне транспортного средства. В нормативных документах отсутствует номенклатура услуг автовокзала пассажирам для идентификации функционирования автовокзалов как самостоятельной деятельности. В результате существенно ограничена возможность для принятия мер государственного воздействия для регулирования отношений автовокзалов и пассажиров. Отсутствие регламентированной номенклатуры услуг автовокзала является соответственно причиной отсутствия правил пользования этими услугами. Ссылка в «Правилах перевозок…» на необходимость наличия на автовокзале таких правил носит безадресный и декларативный характер . На практике информирование пассажира об услугах и своих правах при оказании этих услуг сводится к отсылкам на действующие нормативные документы в виде цитат и извлечений. Такой уровень информирования об услугах автовокзала и правовой защищенности пассажира существенно снижает конкурентоспособность автовокзалов по сравнению с обслуживанием пассажиров вне транспортного средства на других видах транспорта.
|
Внести изменения в Устав АТ, предусматривающие введение специального подзаконного акта, регламентирующего порядок оказания услуг пассажирам, обеспечивающего требования законодательства о защите прав потребителей. При этом ответственность по оказанию услуг на автовокзалах подкрепить соответствующей ответственностью перевозчика за оказание услуг вне транспортного средства. |
АВТОВОКЗАЛ И ПЕРЕВОЗЧИК |
В сфере нормативного регулирования автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта не существует специальных норм и положений, а также подзаконного акта, регламентирующих порядок взаимоотношений автовокзала и перевозчика. Отсутствие регламентированных услуг автовокзалов является причиной неадекватности требований к автовокзалам по отношению к реальным условиям рынка, и как следствие - отсутствием четких доказательных процедур подтверждения соответствия, а также нормативно закрепленных механизмов, побуждающих перевозчиков обращаться к услугам автовокзалов. В результате формат договорных отношений автовокзалов и перевозчиков не отражает сути автовокзальной деятельности и в значительной степени привязан к продажам билетов, что является причиной разногласий с перевозчиками и контрольно-надзорными органами.
|
Внести изменения в Устав АТ, предусматривающие введение специального подзаконного акта, регламентирующего порядок взаимоотношений автовокзала и перевозчика с установлением четких доказательных требований, побуждающих перевозчиков обращаться к услугам автовокзалов, с одной стороны – по обеспечению требований пассажиров в части защиты прав потребителей, с другой – обеспечение требований безопасности (терминальное обслуживание ТС и водителя). |
ПРОДАЖА БИЛЕТОВ |
1. Необходимость продажи билетов на автовокзалах является специфической и объективно востребованной особенностью автомобильного транспорта, поскольку значительная часть билетов реализуется непосредственно перед рейсом. В тоже время бурное развитие информационных технологий требует пересмотра позиций автовокзалов в данном вопросе. А именно – выделение продаж билетов в самостоятельный вид (подвид) деятельности, рамках которого автовокзалы на конкурентном рынке объективно будут занимать доминирующие позиции. 2.Единая система продаж билетов – родовой термин, характеризующий различный уровень или этапы объединения локальных систем продаж, принадлежащих различным владельцам на конкурентном рынке и по этой причине её создание на уровне, отвечающем современным требованиям общества, обусловлено наличием экономических, организационных и технических стимулов к объединению, в том числе создаваемых государством. В настоящее время таким системообразующим фактором может стать создание Единого расписания междугородных маршрутов, формируемого путем законодательного принуждения перевозчика к публикации своего расписания в соответствующих информационных системах.
|
Внести изменения в Устав АТ, предусматривающие введение специального подзаконного акта, регламентирующего создание и функционирование на федеральном уровне единой системы публикации расписаний в информационных ресурсах с установлением соответствующих требований к перевозчикам. Создание и функционирование на федеральном уровне единой системы публикации расписаний в свою очередь станет платформой для добровольного объединения локальных систем продаж билетов и последующего создания Единой дистрибутивной системы удаленных продаж билетов под эгидой авторитетной некоммерческой организации. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОКОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГУЛЯРНЫХ И ЗАКАЗНЫХ ПЕРЕВОЗОК |
В нормативных документах имеют место противоречия в установлении идентификационных признаков регулярных и заказных перевозок, что является тормозом в применении механизмов регулирования рынка перевозок и создания равноконкурентной среды, а также причиной усложнения позиционирования автовокзалов как неотъемлемых элементов системы транспортного обслуживания
|
Внести изменения в Устав АТ, предусматривающие принципиальный пересмотр принципов и подходов к классификации и идентификации видов перевозок и услуг автомобильного транспорта (включая т.н. «заказные») с соответствующей регламентацией организационно-функционального взаимодействия участников и требований к ним. |
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ШАГИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА РАБОТЫ АВТОВОКЗАЛОВ |
Проблемная ситуация в сфере деятельности автовокзалов во многом связана с отсутствием четкой, понятной и согласованной со всеми участниками процесса Концепции создания и функционирования автовокзалов. Необходимость разработки, согласования и принятия Концепции обусловлена: · с одной стороны – разнородным и комплексным характером деятельности автовокзалов, что требует адекватного реагирования на вызовы в сфере различных видов законодательства; · с другой – отсутствием в настоящее время кодифицированного системообразующего нормативного акта в сфере автомобильного транспорта, в котором весь жизненный цикл автовокзала был органично отражен в качестве неотъемлемого элемента системы транспортного обслуживания населения. Концепция должна явиться первым шагом в этом направлении. |
Необходимо с привлечением всех заинтересованных сторон подготовить Концепцию создания и функционирования автовокзалов с последующим утверждением и принятием (уровень надо обсудить). В Концепции должна быть обозначена четкая и прозрачная самостоятельная цепочка правовых норм и положений, интегрированных в различные виды законодательства на разных уровнях, и охватывающих весь жизненный цикл автовокзала. |